Плаз

В качестве плаза используют фанерные листы толщиной 10—12 мм или листы металла любой толщины достаточных размеров для разметки самой большой шпангоутной рамы. Рабочую поверхность листов покрывают матовой краской, чтобы на ней были хорошо видны жесткие штрихи карандаша. Затем на плаз с большой точностью наносят линии ДП и КВЛ яхты.

От этих вспомогательных линий строго перпендикулярно к ним с точностью до миллиметра наносят размеры шпангоутов по высоте и полушироте из таблицы ординат теоретического чертежа, соответствующие линиям скул и борта для данного шпангоута, соединяют затем тонкими прямыми линиями мягким карандашом.

На одном плазовом листе вычерчивают все шпангоуты носовой части, а на другом — все шпангоуты кормовой части на оба борта от ДП (хотя на проекции «корпус» на теоретическом чертеже показывают только одну половину судна), Когда все шпангоуты начерчены, можно проверить, не сделана ли ошибка при переносе размеров с чертежа, так как любая неверная точка четко выделяется из всей системы шпангоутов.

Соединив точки скулы на всех шпангоутах с помощью гибкой рейки, строитель должен получить плавную линию, на которой располагаются все точки. Построение обвода шпангоута завершается вычерчиванием погиби палубы через две точки, ограничивающие шпангоут по ширине, и через точку высоты погиби бимса в ДП.

Кривая представляет собой фактически дугу окружности и провести ее можно с помощью длинной тонкой стальной проволоки с привязанным карандашом или очень длинной плоской деревянной рейки. Однако чаще используют другой метод.